Моноспектакль «Дух великих» (Гамлет Чобанян, г. Ереван, Армения)

Более четверти века Гамлет Чобанян успешно покоряет зрителей своими безмолвными выразительными выступлениями. Ливан, Кипр, Турция, Сирия, Россия, Канада, США, Германия, Бельгия, Норвегия — вот лишь несколько стран, где успешно гастролировал артист. На сцене Гамлет рассказывает пластикой простые и, тем не менее, глубокие по смыслу истории.

Готовит свой выход Гамлет Чобанян — актер-мим, режиссер, лауреат многочисленных международных премий, участник международных фестивалей, в прошлом — ведущий артист Ереванского театра пантомимы.

Чобанян уже принимал участие в первой «Территории жеста», прошедшей в прошлом году – в составе армянского коллектива «Артмимия», который завоевал приз фестиваля «За пластическую выразительность». Сам Гамлет представил тогда на фестивале и свой моноспектакль «Мелодия молчания».

И вот второй раз Гамлет Чобанян появился на «Территории жеста» со своим новым моноспекталем «Дух великих», который в России показывается впервые. Как рассказал сам артист, постановка возникла благодаря настойчивости норвежцев. Оказывается, в Норвегии давно любят армянского мима, и вот недавно Гамлету предложили снова посетить эту скандинавскую страну с новым – самым новейшим! – номером. Чобанян сдался, напряг свои мозги вкупе с талантом и создал новый великолепный моноспектакль. Самое интересное, что за кулисами мим наносит на лицо только белила: остальной грим появится прямо на сцене.

Волшебный чемодан ждёт своего часа. Моноспектакль «Дух великих» посвящается великим мимам, гениям пантомимы всех времен. Несмотря на то, что это — моноспектакль, зритель увидел на сцене в лице Чобаняна и Марселя Марсо, и Леонида Енгибарова и прочих великих, в которых мастерски перевоплощался ереванский артист.

По сюжету всё начинается с того, что воришка слямзил где-то чемодан и бросился искать укромное место, чтобы рассмотреть добычу, скрытую во внутренностях багажа.

Вор расстроился: вместо денег и полезных вещей в чемодане оказались какие-то нелепые наряды и гримировальные принадлежности. Разочарованный герой собрался бросить неудачную добычу, но что-то его остановило…

Казалось бы, простая чёрная жилетка, но на самом деле это одеяние мима, которое, как оказалось, село на незадачливом воришке, как влитое. Как по заказу сшили!

Переодеванием герой не ограничился, использовав по назначению и гримировальный набор. На глазах зрителей произошло преображение обычного уличного жулика в артиста. Очевидно, вещи из чемодана чудесным образом вызвали духов пантомимы, поочередно вселявшихся в главного героя.

И вот зачарованный зритель смог восхититься лирическими номерами самого знаменитого мима двадцатого века – французского артиста Марселя Марсо.

Следующий наряд, следующее «нисхождение» другого духа, следующее преображение – и на сцене театра Мимики и Жеста появился великий мим эпохи СССР Леонид Енгибаров со своими самыми знаменитыми номерами на тему цирка. Разумеется, для Гамлета Чобаняна Енгибаров – знаковое имя, ведь Леонид Георгиевич хоть родился и всю жизнь прожил в Москве, но тоже армянин. Несмотря на всего 37 лет своей короткой жизни Енгибаров стал классиком мировой пантомимы. Действительно, казалось, что дух Енгибарова вошёл в Гамлета Чобаняна! Неподражаемо, по-енгибаровски, были показаны цирковые гэги, например, муки «канатоходца» на лежащем шарфе.

Публика по-настоящему верила, что это дрессировщик зажигает спичку в пасти льва, чтобы найти проглоченный зверем предмет.

Новый костюм, новый грим, и перед зрителями предстал знаменитейший персонаж Вячеслава Полунина – трогательный клоун Асисяй. Народ можно успокоить: Полунин и сейчас жив-здоров, что не помешало его духу внедриться в Чобаняна. Искусство пантомимы способно и не на такие чудеса.

Асисяй подружился со своим же плащом, висящим на вешалке. Эта метафора одиночества и потребности в дружбе – один из самых пронзительных номеров Полунина, а артист добавил в него ещё больше лиричности.

Как говорит сам Гамлет, в моноспектакле «Дух великих» проявляются образы не только Енгибарова, Марсо, Полунина, но и других мимов – Елизарова, Барро, Жеромского — которые увидит и поймёт только истинный ценитель пантомимы, знаток её истории.

Номер, навеянный духом армянского мима Арсена Поладова, поразил своим добрым посылом. И снова на сцену вышел вор, на это раз забравшийся в квартиру. Он, порыскав в темноте с фонариком, нашёл деньги и драгоценности, а заодно наткнулся на спящего младенца. Дитя тут же проснулось и заплакало. И вор, вместо того, чтобы убежать с добычей, приложил все усилия, чтобы успокоить плачущего ребёнка – вплоть до… прихода полиции…

А под конец Гамлет Чобанян вышел в образе… Гамлета Чобаняна, то есть самого себя! Очевидно, духи великих закончились и убрались обратно в чемодан…
Была показана пантомима про паука и бабочку. Главная философская мысль забавного номера заключалась в том, что жизнь – вещь непредсказуемая. Вот и бабочка, попавшая в сеть паука, никак не могла поверить в то, что минуту назад её беззаботное порхание закончилось навсегда.

«Старичок-паучок», радостно потирая лапки и обедая жертвой, тоже никак не мог предположить, что придёт уборщица, смахнёт его с потолка и самым жестоким образом элементарно прихлопнет…

Главная награда артиста – это внимание зрителей и их аплодисменты. Поэтому мим не преминул написать на крышке чемодана короткое и емкое «СПАСИБО».

Публика, разумеется, высказала артисту своё «спасибо». Наверное, никто не будет против, если Гамлет Чобанян появится на «Территории жеста» и в следующем году – с новым номером!


Полное видео моноспектакля «Дух великих»