Афроамериканец Антуан Хантер из города Сан-Франциско танцует столько, сколько себя помнит. Он любит рассказывать, как в четырёхлетнем возрасте решил исполнить модный тогда брейк-данс и сразу же повредил себе колено. Что отнюдь не охладило влечения к танцевальному искусству.
Глухой мальчик из бедной «чёрной» семьи поступил в школу танца, и, успешно закончив её, работал наравне со слышащими коллегами в разных данс-группах. Пиком его карьеры в мире «слышащей хореографии» стало руководство командой танцоров, в которой пять слышащих мастеров пляски подчинялись ему – глухому Антуану Хантеру.
В 2012 году Антуан решил, что пора привлекать глухих к искусству танца и основал Urban Jazz Dance Company, куда набирал неслышащих талантов. И данс-группа глухих покорила своим мастерством и энергией не только США, но и весь мир, а теперь добралась до Москвы.
Сам Антуан – многостаночник: он и преподаёт в танцевальных школах, и работает хореографом, и занимается популяризацией субкультуры глухих, и отстаивает права инвалидов по слуху, и сочиняет движения, чтобы создавать новые номера для своего коллектива.
«Я танцую, потому что я счастлив, — заявляет Хантер. – Я танцую, потому что свободен. Аллилуйя тебе, Господи, ибо дух танца спас меня!»
Репетиции американцев на сцене театра Мимики и Жеста проходили непросто: часами согласовывали действия осветителей, звуковиков и видеооператоров. Антуан Хантер очень хотел, чтобы спектакль был понятен московскому зрителю. Ему пришлось осваивать другое техническое оснащение сцены, заодно попутно он осваивал некоторые термины из русского жестового языка. Гости из Сан-Франциско остались довольны техническим оснащением площадки.
Всего в Urban Jazz Dance Company — 9 человек, а в Москву прибыло шестеро, включая «играющего тренера» Антуана Хантера. Примечательно, что глухие танцоры, составляющие костяк Urban Jazz Dance Company, по жизни почти все являются в той или иной степени активистами калифорнийского общества глухих.
У всех артистов есть другая работа. Например, помощник режиссера и танцовщица Зана Симон работает химиком, танцовщица Джой — учитель в государственной школе и т. д. Они делают все возможное, чтобы зарабатывать на жизнь, но это не легко.
А танцы для них – как отдушина, как хобби. Ведь нет ничего лучше, как заниматься делом по душе. Правда, общая социальная направленность членов группы Антуана Хантера – защита прав глухих и пропаганда уникальности deaf-культуры – накладывает определённый отпечаток на их творчество, в чём скоро убедились российские зрители.
За час до выступления ещё раз отрабатываются самые важные моменты.
В постановку оказались включены фильмы на американском жестовом языке. Договорились о том, что в такие моменты Антуан выходит на сцену, смотрит на экран и передаёт услышанное, точнее, увиденное, переводчице Алине Лупооковой, которая, в свою очередь, стоя лицом к зрителям, перекладывает всё это на русский жестовый язык.
Пожалуй, этот спектакль – последний в программе фестиваля «Территория жеста» – собрал больше всего зрителей, предвкушающих интересное зрелище от заокеанских танцоров. Но на самом деле, «Жизнь глухого заключенного в тюрьме» оказалась больше похожа на лекцию о трудной доле глухих зэков в американских тюрьмах. Танцы были лишь художественным приёмом, дополняющим ораторские выступления и демонстрацию документального видео…
До начала выступления осталась пара минут. Американцы, кажется, совершенно не волнуются: идут расслабленно, останавливаются набрать водички, разговаривают о чём-то своём…
Спектакль начался с хореографической прелюдии – своеобразной смеси балетных па, брейк-данса и пантомимы. Этот танец назывался «Сны», и рассказывал историю глухой девочки, которая пыталась обрести себя, стать танцовщицей и иметь собственный голос (мнение), но общество не позволило ей это, заставляя жить в подчинении общепринятым правилам.
Балерины не просто делали пассы руками, а вкладывали в эти движения смысл. Например, таким образом, зрителям дали понять, что устная речь для глухого человека — невозможная вещь, что слова выходят из рта неслышащего, словно чужеродные предметы, будто раздирающие горло паразиты, как болезненная рвота. В общем, с первых моментов стало ясно, что постановка из Сан-Франциско – отнюдь не развлекательная вещь.
В роли глухого заключенного — сам глава Urban Jazz Dance Company. «I’m deaf! (Я — глухой!) — обращался к залу арестант, елозящий шваброй по тюремному коридору. — Я — глухой! Мне даже не объяснили, в чём я виноват!»
Очень наглядно показали, как передразнивают глухую арестантку слышащие сокамерницы, как тюремные порядки уничтожают свободу личности. Явно проводится аналогия с обществом — с его законами, традициями и отношением к «особенным» людям.
«Мы, глухие, — заявляет Антуан, — сильные и самодостаточные!»
— «Но мир вокруг желает нас видеть только вот такими!»
В канву спектакля была вплетена подлинная видеосъемка реальных бесед с глухими зэками и охраняющими их надзирателями. По рассказам заключенных, в стране свободы и демократии не всё идеально: неслышащим арестантам не предоставляют переводчика даже при врачебном осмотре, для них не организовывают курсы по получению профессии, им не разрешают пообщаться по скайпу с родными даже в специально отведённое для этого время. Потому что в законе прописано так: «Заключенный имеет право позвонить». То есть глухой, если хочет, пусть берёт телефонную трубку, а вот видеосвязь – ни-ни, про неё в законе ничего не сказано…
С одной стороны, постановка американцев создаёт впечатление, что в Америке чуть ли не полицейская диктатура, с другой стороны – Urban Jazz Dance Company с этим спектаклем объездила много городов США, и никто не пресекал её «непатриотичную» деятельность…
Как сообщили в спектакле-лекции, всего в США за решёткой сидят десятки тысяч глухих. Танцовщицы показали, как проходит утренняя зарядка в тюремном дворе.
А пробежку «американские зэчки» устроили вокруг всего зрительного зала. Это не просто бег, это танец. Сколько хватит сил. Скорее всего, большинство зрителей правильно оценило этот прозрачный намёк на тему того, где все мы сейчас находимся…
Из этих тысяч арестантов многие сидят безвинно, рассказывается в постановке.
Сам Антуан в ходе спектакля не сделал ни одного плясового движения. Зрители смогли только посмотреть обрывочное видео, в котором Хантер танцует по тюремной камере, изображая муки несправедливо лишённого свободы глухого человека.
В одном из моментов спектакля швабра глухого заключенного-уборщика натыкается на листы бумаги. Это оказываются распечатки положения по американскому судопроизводству. Один из пунктов положения гласит, что глухой обвиняемый на судебном заседании имеет право на услуги переводчика жестового языка. «Почему мне не сказали? – вопрошает несчастный глухой уборщик у зрителей. – Почему? Почему мне ничего не сказали?!».
Такой вот новый жанр показали артисты из Сан-Франциско. Сценическое искусство, считают они, не должно быть просто искусством, а обязано ставить прямо в лоб остросоциальные вопросы, привлекая факты, цифры и мнения. Зрители отнеслись к американской постановке неоднозначно: кто-то восхищался новым направлением и задумывался о проблемах глухих, а кто-то считал, что настоящее искусство нельзя смешивать с познавательными лекциями и документальным кино.
Хантер объясняет так: «Да, мы могли бы красиво станцевать что-нибудь из «Ромео и Джульетты», и многие зрители предпочли бы смотреть такую сказку, а не историю из реальной жизни. Но я хочу открыть глаза людям на то, что творится в окружающем нас мире. Я хочу показывать правду, о которой мало кто знает!»
Так или иначе, но Urban Jazz Dance Company сумела удивить всех.