Пожалуй, шведский Tyst Teater (Тихий театр) – один из старейших профессиональных театров глухих в мире, если не считать российского театра Мимики и Жеста. «Тихий театр» возник в 1970 году, в тот момент, когда в Стокгольме набрали первую группу неслышащих студентов в театральную школу. Уже семь лет спустя он вошёл в состав Национального театра Швеции (Riksteatern’s). То есть, постановки глухих шведов стали котироваться в обществе наряду со спектаклями крупнейшего театра страны. Это то же самое, если бы, скажем, «Ленком» или МХАТ предложили театру Мимики и Жеста объединиться на равных правах в один концерн!
Всего в штате Национального театра Швеции трудятся около 20 неслышащих человек – актёров и режиссёров. В репертуаре «Тихого театра» – и пьесы Шекспира, и «Питер Пэн», и классика шведской литературы, в том числе – само собой! – и «Карлсон», и «Пеппи Длинныйчулок». На «Территорию жеста» была привезена новая постановка «Земля» в жанре популярного сейчас у глухих Visual Vernacular (VV). Этот термин можно перевести примерно, как «визуальное искусство».
Исполнять номер приехали двое шведов – Амина Уахид и Эйс Махбаз в сопровождении режиссёра Минди Драпс. Все трое – глухие сотрудники «Тихого театра». Номер «Земля» был придуман этой тройкой, они вместе разрабатывали идею и подачу выступления. Как известно, скандинавские страны – самые экологически сознательные государства, и их жители серьёзно беспокоятся по поводу возможных грядущих катастроф, связанных с гибелью природы. Неудивительно, что номер «Земля» призывает людей одуматься и положить конец самоуничтожению.
Что такое VV? Это нельзя назвать традиционной пантомимой, но также невозможно отнести к жестовому языку. Визуальное искусство – это когда актёр может превратить любую часть своего тела, любую эмоцию лица, любое движение в зримый убедительный образ – хоть деталь космолёта, хоть растущее дерево, хоть движение рыб среди кораллов… И эта смена образов порождает своего рода кино – не менее увлекательное и приковывающее внимание, чем настоящий фильм.
Сюжет «Земли» начинается с того, что на планету Земля прилетают инопланетяне. Вот стремительно несётся сквозь атмосферу планеты космический челнок со сосредоточенным пилотом за рулём и раструбами двигателя, полыхающими огнём.
Скорость сбрасывается, челнок замедляет ход и плавно опускается на землю.
Инопланетяне выходят на поверхность неведомой им планеты и в ужасе озираются вокруг: до горизонта только выжженная пустыня, холодная, пустая и безжизненная. Пришельцы находят какие-то обломки, обрывки, куски предметов и по ним узнают историю Земли.
Когда-то на Земле росли деревья, но человечество хищнически их вырубило для своих нужд, не заглядывая в будущее.
Вот с такими дебильными улыбками успеха бизнесмены заключают контракты, рабочие получают деньги за убитые леса, люди вселяются в новые и новые дома, не думая о том, что ждёт их завтра.
Таким же образом человечество уничтожает животных. Зрителей пробирал мороз по коже, когда два VV-мастера наглядно показывали, — извините за подробности — как убивали живых существ, как их подвешивали на крюках, как хлещет кровь из шестерён гигантских перерабатывающих машин мясокомбината. Зрелище не для слабонервных!
И снова тупая радость гомо сапиенсов, пожирающих гамбургеры один за другим. Шведы тонко и жёстко показали потребительскую, жадную, нерассуждающую сущность человечества, готового истребить всё и вся для своего минутного удовольствия.
Когда-то море было живым, в нём резвились рыбы, росли красочные кораллы, величественно плыли медузы…
Руки шведских актёров превращались то в бросаемые в воду пластиковые стаканчики, то в разливы нефти, то в струи ядовитых отходов. И вот замирает морская жизнь, и сами артисты мёртвыми рыбами медленно всплывают на поверхность.
Чистая любовь к природе и бережное к ней отношение неотделимы от чистоты и бережности во взаимоотношениях людей. Когда рождается новый человечек – это такое счастье. Увы, быстротечное. Потому что, едва ребенок вырастает, его забирают политики…
Правитель надевает корону, вздевает меч и гонит массы в битву. От железных клинков до авиабомб и ракет – люди упорно используют всё, что могут изобрести, для того, чтобы стереть друг друга с лица земли. Так или иначе наступил логический конец, и звёздные гости застали только пустоту и смерть.
Узнав горькую историю Земли, инопланетяне потерянно бродят по пустыне и вдруг находят цветок. Один-единственный на всю планету, на которой раньше бурлила жизнь. Восторгу пришельцев нет предела. Они бережно упаковывают растение и уносят в свой звездолёт, который устремляется ввысь.
Зал долго аплодировал шведам, а те тоже радовались: ведь, оказывается, они впервые показали этот номер. То есть на «Территории жеста» состоялась премьера одного из лучших образцов Visual Vernacular – визуального искусства глухих. Видя восторг российской публики, Амина и Эйс преисполнились уверенности в том, что это их выступление будет иметь успех во всём мире. Без сомнения, номер «Земля» повлияет на сознание увидевших его, причём, пожалуй, сильнее, чем на слушающих речи другой шведки — Греты Тунберг.
Полное видео спектакля «Земля»