Спектакль «Воля вольная» (театр «Недослов», г. Москва)

«Макар Чудра» — самый первый, опубликованный ещё в конце позапрошлого века, рассказ Максима Пешкова, который был подписан «Максим Горький». Но вечная дилемма любви и свободы в антураже цыганских страстей актуальна до сих пор, и сценических постановок по этому рассказу не счесть.
Но спектакль по мотивам «Макара Чудры», выпущенный театром неслышащих актёров «Недослов» выделяется в этой череде не только жестовым языком, но и акцентом именно на важность свободы как таковой. Недаром спектакль называется именно так: «Воля вольная».

Репетиция «Воли» прошла на сцене театра Мимики и Жеста за несколько дней до открытия фестиваля, потому что именно спектакль «Воля Вольная» дал почин «Территории жеста». В прошлом году театр «Недослов» уже отметился на первом фестивале спектаклем «Прелести измены». Так что для этих актёров выступать на этом празднике «бессловной сцены» не в новинку. Сам спектакль прокатывался на гастролях много раз, поэтому и установка декораций, и сама репетиция, и сотрудничество с дикторами шли по накатанной.

Декорации, сшитые из пёстрых павловопосадских платков и шалей, придают этнический цыганский колорит спектаклю и играют немалую роль в нем. Поэтому развеской этих полотнищ занимаются сами артисты «Недослова».

На каждой репетиции устаёшь, как в первый раз — сцена не терпит халтуры. Впервые «Волю вольную» показали в ноябре 2014 года на подмостках РГСАИ (Российской государственной специализированной академии искусств), где основные роли играли студенты актёрского факультета, позже влившиеся в состав театра «Недослов». Поставлен спектакль режиссёром «Недослова» Еленой Бидной.

Этот молодой человек, энергично разминающийся со скакалкой, выйдет на сцену в образе старого и седого Данило — вожака цыганского табора и отца прекрасной, но строптивой Радды.
Олег Рокх, играющий роль Данило, два года назад порвал мышцы на одном из выступлений в «Воле вольной» и с тех пор регулярно проводит такую разминку, как перед тренировкой. Впрочем, танцевальные нагрузки в этой постановке такие, что сравнимы с тяжестью гимнастических соревнований!

С первых же минут спектакля зритель попадает под чары волшбы и энергии «ромалэ» — жителей вольного табора, управляемого старым Данило. За яркими танцами и шалями скрывается своя, полная трудностей, страстей и гордости жизнь, один из моментов которой скоро поведают зрителю.

А пока — удалые пляски, в которые артисты «Недослова» с каждым новым выступлением привносят новые краски и движения. Ведь «Воля вольная» за время своего существования показывалась уже больше пятидесяти раз.

Наконец, завязывается драма, которую начинает своим рассказом-воспоминанием Макар Чудра (Роман Коновалов): «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает. Много посушила она сердец молодецких, ого, много!»

Если в рассказе Горького мельком упоминается, что один польский магнат, «старый, чубатый», пытался купить себе Радду (Ирина Христова), то в постановке «Недослова» появляется иной персонаж — русский барин (Александр Арчебасов), пытающийся забрать прекрасную цыганку под свою власть.

Один из главных героев спектакля — это танцы, в самых разных вариациях передающие атмосферу и настроение происходящей трагедии. В момент душевных терзаний героев и ощущения несчастья пляски тоже становятся тревожными и даже угрожающими.

Но разве могут долго грустить цыгане? Ведь жизнь продолжается, и ничто не может омрачить цыганской воли, цыганского счастья!

Барин продолжает свои жалкие поползновения завоевать свободолюбивую цыганку, но у него ничего не выходит, тем более,  табор отнюдь не одобряет такого поведения русского богача.

Последняя стычка Радды с Барином заканчивается не в пользу чужака, и тот исчезает со страниц сценической повести — хоть и живой, но посрамлённый.

И вот в табор Данилы ураганом врывается Лойко Зобар (Ермек Жаслыков)! Как писал Горький: «Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар. Вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря, знало его, — удалый был малый!»

Цыганская цветастая буря буквально проходит по рядам зрителей — все рады визиту знаменитого Лойко Зобара, который положил глаз на Радду — независимую дочь старого Данило.

Долго Лойко и Радда, ценящие свою свободу, пробуют друг друга на прочность, прежде чем убеждаются во взаимной любви. Но строптивая красавица поставила Лойко Зобару условие — на следующий день, на глазах всего табора, встать перед ней, Раддой, на колени. И только тогда согласится дочь старого Данило стать женой Лойко!

И вот настал роковой момент: сам Лойко Зобар — с трудом, перебарывая себя, ломая свою гордость — становится на колени перед Раддой.

Но торжество Радды длилось недолго. Скажем словами писателя: «И сказал Лойко: «Что остается? А остается попробовать, такое ли у Радды моей крепкое сердце, каким она мне его показывала. Попробую же, — простите меня, братцы!» Мы и догадаться еще не успели, что хочет делать Зобар, а уж Радда лежала на земле, и в груди у нее по рукоять торчал кривой нож Зобара. Оцепенели мы. А Радда вырвала нож, бросила его в сторону и, зажав рану прядью своих черных волос, улыбаясь, сказала громко и внятно: — «Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!» — да и умерла…».

«А Данило поднял нож, брошенный в сторону Раддой, и долго смотрел на него, шевеля седыми усами, на том ноже еще не застыла кровь Радды, и был он такой кривой и острый. А потом подошел Данило к Зобару и сунул ему нож в спину как раз против сердца. Тоже отцом был Радде старый солдат Данило! «Вот так!» — повернувшись к Даниле, ясно сказал Лойко и ушел догонять Радду. А мы смотрели. Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Лойко Зобар».
Зрители в сумраке зала затихли в неподвижности: вот она, цена безоглядной воли вольной, и готов ли кто из современных людей заплатить подобную цену?

Горе горем, но жизнь продолжается, и табор уходит с «Территории жеста» под грохот музыки и топот плясок — кочевать дальше по театрам страны…
Артисты «Недослова» показали своей игрой главную идею: спектакля: нет ничего ценнее свободы, она дороже и любви, и жизни.


Полное видео спектакля «Воля вольная»